Закономерность такова – начальный эмоциональный подъем “Это то, что я давно искал!!!”, сменяется противоположными эмоциями, наподобие “Все бесполезно… Я таким останусь навсегда…”.
Эти эмоции, конечно, не выражаются в такой четкой форме, а проявляют себя общей апатией, потерей желания что-либо делать, неверием в то, что изменения возможны и т.д. и т.п.
Это ЕСТЕСТВЕННЫЙ этап личностного роста. И нормальная ситуация в нашем эмоциональном мире. Дело в том, что эйфория, рожденная надеждой, что жизнь можно изменить в лучшую сторону, сталкивается с жизненным опытом. А он говорит, что ты уже много раз пытался, и что? Вот примерно так.
А через некоторое время ситуация в душе снова прыгает в зону “супер”, и Участник с радостью продолжает путешествие по курсу.
Чтобы облегчить прохождение эмоциональных спадов, я и предлагаю подборку упражнений ниже.
Темы статьи: методы мотивации, самомотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Упражнение на самомотивацию 1. Идентификация с любимым животным.
Цель
Отождествляясь (идентифицируясь) с кем-то или с чем-то, можно ускорить мотивационные превращения своей личности.
Когда мы отождествляемся с героем, когда, стремясь наследовать его, воображаем ситуации, в которых мы осуществляем социально желаемые действия, то это имеет определённое влияние на нашу личность.
Темы статьи: методы мотивации, самомотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Соответствующие изменения наблюдаются и при идентификации с любимым животным (которое, преодолевая препятствия, стремится достичь своего). Отождествляясь с таким животным, вы способны актуализировать свою настойчивость и повысить мотивацию достижения.
Задания
- Выберите одно животное, которому присущи черты, которые вы стремитесь развить. Попробуйте отождествиться, ассоциироваться с животным, которое будет настойчиво, невзирая на трудности и препятствия, направляться к своей цели.
- Побудьте в образе этого животного и попытайтесь не менее пяти минут преодолевать в воображении трудности, стремясь достичь своего.
- Ответьте на вопросы:
– С каким животным вы отождествлялись (ассоциировались)?
– Какие ситуации, связанные с достижением цели, вы воображали?
– Что вы ощущали, переживали в этот момент?
Упражнение на самомотивацию 2. Указывая ошибки – отметьте улучшение.
Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка. Всем мы родом из детства и воспитывали нас с помощью одних и тех же приемов, которые мы сейчас применяем сами к себе.
Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определённом компоненте деятельности:
- Пусть ошибок ещё много, но они не такие серьёзные, как те, которые ты так часто допускал раньше.
- Пусть трудностей ещё немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперёд.
- Пусть не всё ещё удаётся, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал, и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.
Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения определённых аспектов деятельности, в нашем случае – это онлайн тренинг. Ведь у Вас не совсем все не получается. Есть и успехи?
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Некоторые родители и воспитатели склонны считать, что если ребёнку указать на его ошибки, то он будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает нежелательный эффект: если указывать ребёнку только на недостатки, не поощряя, не подбадривая его, то со временем у него появляется отвращение к такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного процесса: к учителю, воспитателю или родителям).
Для того чтобы побуждать ребёнка к учению (или взрослого к работе), следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у человека получается лучше.
Задание:
Замечая свои недостатки и ошибки, акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону.
Упражнение на самомотивацию 3. Хвастун.
Цель
Идентификация (отождествление) с предметом своей деятельности предоставляет возможность увидеть все его преимущества.
Например, если вы стремитесь развить интерес (свой или детей) к биологии, то станьте на некоторое время пчелой и опишите, какая она чудесная труженица и совершенное живое существо. А если ваша цель – сформировать интерес к автомобилестроению, превратитесь в наиболее современную машину, опишите все чудеса, на которые вы способны, совершенство вашего дизайна и т.п.
Задания
- Вообразите себя предметом, к которому стремитесь сформировать интерес. Опишите его от первого лица (похвалите самого себя). Опишите, каким чудесным и полезным предметом вы являетесь, что вы можете дать своему хозяину. «Запускайте» воображение и творческую способность.
- Спустя некоторое время станьте самим собой и ещё раз рассмотрите ваш предмет. Поразмышляйте над его преимуществами, силой, красотой. Полюбуйтесь его красотой и совершенством. Заметили ли вы в нём что-то новое и необычное для вас? Что приятное вы хотите ему сказать?
- Потом опять станьте этим предметом. Идентифицируйтесь (отождествитесь) с ним. Осознайте свои (т.е. предмета) преимущества. Похвалитесь всем прекрасным и полезным, что вы имеете, перед другими людьми.
- Попробуйте убедить других в том, что вы чудесный, сильный и полезный (желательно опираться на явные преимущества).
Пример. Александр, выполняя предложенное задание и стремясь развить интерес к своей будущей профессии (машиностроению), вообразил себя автомобилем «Вольво» и восхвалял свои преимущества: «Я наилучший автомобиль в Европе. Взгляните только на меня, какой я чудесный и удобный в пользовании. Мой комфорт и дизайн пленяет всех. Попробуйте только сесть и завести двигатель – и вы навсегда полюбите меня. А проехав – вы почувствуете такое наслаждение! Сколько привлекательных женщин и сильных мужчин я обворожил».
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Выполняя данное упражнение несколько раз в различных вариациях, вы найдёте много интересного и привлекательного в том предмете, с которым идентифицировались. Стремясь убедить и заинтересовать других, вы подсознательно влияете и на самого себя, меняя отношение к предмету. Условиями успешного выполнения этого упражнения являются не только ваше воображение, но и стремление найти нечто интересное, полезное, прекрасное в вашей деятельности (ведь в любой сфере можно найти столько интересного и неожиданного).
Упражнение на самомотивацию 4. Анализ своих оправданий.
Цель
Большинство причин неудач являются внутренними, т.е. вы сами виновны в том, что недостаточно работали и не достигли успеха. Но и на внешние факторы (например, когда вы оправдываетесь тем, что никто не помогал) можно влиять. Ведь, вполне вероятно, вы и не обращались ни к кому за помощью, не искали людей, которые могли бы помочь. В этом случае вам следует поразмышлять над тем, что можно обратиться за помощью к конкретным людям и получить её.
Когда вы ссылаетесь на то, что у вас очень много дел и вы очень перегружены, то это может свидетельствовать:
А) о неумении организовать свою деятельность;
Б) о неумении определить приоритеты (что главное, а что второстепенное);
В) об отсутствии привычки систематически работать (ведь можно хотя бы 20-30 минут выделять на дело, до которого обычно «не доходят руки»).
Задания
1. Попытайтесь объяснить (оправдаться), почему вы не выполнили то, что задумали, почему не приложили достаточных усилий для достижения поставленных перед собой целей.
2. Запишите подробно все оправдания. Например: «Я не выполнил задание потому, что:
1) Очень много дел,
2) Не достаточно способностей,
3) Никто не помог».
3. Проанализируйте ваши оправдания. Подумайте:
1) Почему вы используете именно такие оправдания?
2) Зависит ли от вас или от внешних обстоятельств (которые вам неподконтрольны)?
4. Поразмышляйте, какие мероприятия следует провести, чтобы исправить положение.
Упражнение на самомотивацию 5. Похвала самому себе.
Цель
Научиться одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя, поскольку это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Задания
1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы.
2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов. Например: «Молодец! Чудесная работа! Так и дальше держать!»
3. Обяжите себя и далее так работать (например, проявить настойчивость, целенаправленность и т.п.).
Пример. Михаил похвалил себя за заметный прогресс в изучении иностранного языка, которого он достиг благодаря систематической, настойчивой работе: <Замечательно! Недаром же было затрачено столько усилий! Ежедневная работа дала свои результаты! Я молодец, что работал так много, а главное – систематически! Далее не расслабляйся, а работай ещё больше! Я обязываю себя ежедневно работать по меньшей мере один час над усовершенствованием иностранного языка!>
Упражнение на самомотивацию 6. Попроси самого себя.
Цель
Это упражнение следует выполнять тогда, когда вы должны сделать что-то важное, но вам не хватает побуждения (желания и энергии работать).
Человек может просить и побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Иногда, когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение и просьба, обращённые к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации.
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Прибегая к разнообразным вариантам влияния на себя, вы можете найти наилучшие приёмы самопобуждения (которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности). Человек накапливает опыт влияния на других людей; так же он может тренироваться и в самопобуждении.
Задания
1. Попросите себя обязательно выполнить что-то важное для вас. Можете использовать аналогичные приёмы, когда просите других выполнить что-то. Используйте:
– убеждение в необходимости деятельности;
– просьбы и ласковые слова.
2. Напишите 2 варианта просьбы и убеждения самого себя. Выберите наилучшие варианты.
3. Выработайте общие правила, принципы убеждения самого себя.
Анализ
– Отметьте эффективность упражнения в баллах.
– Выясните, какая именно форма просьбы (формула самопобуждения) наиболее эффективна для вас.
Пример. Наталия (студентка-первокурсница) поставила перед собой цель – в совершенстве овладеть английским языком. Осознавая необходимость систематических занятий, она, однако, не могла себя организовать на ежедневную работу. Позже, взявшись за дело серьёзно, девушка стала убеждать и просит сама себя:
«Наташа, я тебя прошу, перестань бездельничать! Берись за ум, ты же способная и такая умница! Я тебя умоляю, работай ежедневно над английским. Ты же знаешь, что только систематические занятия принесут результаты. Ты же молодчина и всегда сможешь найти хотя бы часок для этого важного дела. Ты же настоящая красавица, а будешь нравиться окружающим ещё больше, когда овладеешь английским.
Я всё поняла и обещаю себе, что буду добросовестной, буду работать ежедневно, осознавая, что только систематические занятия гарантируют успех. Я обязательно выполню свою просьбу».
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Таким образом, прося и убеждая саму себя, студентка смогла преодолеть свои трудности в самоорганизации и впредь ежедневно (а не эпизодически, как это было раньше) работала над совершенствованием английского языка.
Упражнение на самомотивацию 7. Источник энергии.
– Представьте вашу деятельность, к которой стремитесь развить интерес, как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т.п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.
– Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные центры.
– Вдыхайте, воспринимая эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как лёгкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.
– Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга.
– Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.
– Теперь вообразите, что этой творческой энергии у вас так много, что вы хотите поделиться ею с окружающими (не со всеми, конечно). Вообразите, как вы направляете эту энергию определенному человеку, которого хотели бы вдохновить на деятельность и творчески поддержать.
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Замечание: это упражнение выполняйте легко, непринуждённо, без напряжения, не стремитесь ускорить события или усилить эффект прямолинейными действиями.
Упражнение на самомотивацию 8. Упорядочивание сада.
Данное упражнение заимствовано из психосинтеза.
Цель
Это упражнение рекомендуется выполнять тогда, когда вы перегружены делами и не знаете, за что приняться в первую очередь.
Процедура
1. Представьте себе, что ваша жизнь, ваши дела – это заброшенный сад, в котором вы стремитесь навести порядок. Вы пытаетесь возродить его, оживить старые кусты и деревья. Некоторые растения так разрослись, что не видно земли и тропинки.
2. Представьте себе, что вы начали с определённой части сада, подрезаете ветви, пересаживаете деревья, поливаете их (т.е. делаете всё, чтобы оживить, возродить сад). Вы стремитесь к тому, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы лучше развивались.
3. Вы пытаетесь протоптать и упорядочить тропинки, ведущие к различным уголкам сада.
4. Вы стремитесь придать саду эстетический, гармоничный вид. Вы делаете всё, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы согласовывались, дополняя друг друга, образуя прекрасный растительный ансамбль.
По аналогии с упорядочиванием сада пытайтесь упорядочить свои научные (профессиональные) дела. Стремитесь, чтобы отдельные виды вашей деятельности согласовывались, дополняли, обогащали друг друга.
Пример. Анатолий (студент второго курса экономического факультета) после «упорядочивания сада» попробовал разобраться и навести порядок в своих делах.
Всё, чем он занимался (а это и экономика, и шахматы, и психология) требовало много времени и незначительно согласовывалось друг с другом. Ему необходимо было, в первую очередь, определиться: какому виду деятельности предоставить приоритет (что должно быть основным).
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Дальше он должен был поразмышлять о том, как другие виды деятельности могут дополнять основную (т.е. следовало проложить тропинки от одного участка к другому).
Поразмышляв, взвесив все «за» и «против», Анатолий пришёл к выводу, что гроссмейстером ему не стать, а экономика – это его профессия. Следовательно, следует все усилия сосредоточить на экономике, а шахматам уделять меньше времени (поскольку, имея в 19 лет только первый разряд, рассчитывать на высокие спортивные достижения не приходится), Анатолий понял, что шахматы можно использовать как модель планирования, стратегического расчёта, тактических действий, что может существенно помочь в анализе экономической ситуации. Далее Анатолий больше рассуждал именно в этом направлении, ища аналогии между шахматами и экономикой. Воспользовавшись шахматной моделью, он мог глубже анализировать экономические ситуации.
Упражнение на самомотивацию 9. Эстетические ассоциации.
Цель
Выполнение этого упражнения даст возможность перенести энергию, мотивационный заряд и позитивные эмоции с приятного для вас объекта на предмет вашей деятельности.
Процедура.
1. Попробуйте ассоциировать вашу деятельность, её предмет с определённым, приятным для вас объектом. Закройте глаза. Пытайтесь вызывать приятные образы, которые связаны с ассоциируемым объектом, например, цветком. Позже запишите эти образы и ассоциации.
2. Потом вызовите из памяти образы, связанные с вашей деятельностью. Пытайтесь ассоциировать вашу деятельность с образами, которые появлялись в ходе предыдущего задания (цветок). Не оценивайте образы, которые возникают у вас. Пусть они сами по себе свободно всплывают. Запишите ассоциации и образы, которые возникли в связи с деятельностью.
3. Попробуйте ассоциировать вашу деятельность с другими символами, объектами, существами и явлениями природы (например, с солнцем, мифологическими героями, которыми вы восхищены, приятными звуками и т.п.).
4. Проведите анализ данного упражнения. Насколько эффективно было выполнение предложенных заданий? Какие символы, объекты лучше всего ассоциировались с вашей деятельностью? Запишите их и используйте в дальнейшей работе.
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Упражнение на самомотивацию 10. Позитивное отношение к ошибкам (не ошибается только тот, кто ничего не делает).
Невзирая на банальность этого изречения, следует признать, что действительно активные люди допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают успеха, чем пассивные люди.
Следует осознавать, что ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.
Работая над своими ошибками, Михаил, будущий педагог, записал:
1. Ты ошибся? Но это не так уж и страшно, ведь есть над чем работать.
2. Эти ошибки являются полезными для твоего развития, ведь ты теперь знаешь, в каком направлении следует работать и что необходимо совершенствовать.
3. Эта попытка является не очень удачной, но она тебя многому научит. Воспользуйся в будущем опытом своих ошибок, и я уверен, что ты достигнешь успеха.
4. Неудачи и ошибки – это хорошая наука для того, кто хочет развиваться.
Очень важно положительно (с позитивным пафосом) относиться к ошибкам других людей. Это поддерживает их мотивацию на надлежащем уровне, побуждает работать над своими недостатками и слабостями.
Некоторые зарубежные компании материально поощряют своих работников за творческие идеи, которые «провалились». Такое отношение поддерживает у людей высокую мотивацию и стремление экспериментировать и нестандартно мыслить.
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Задания
1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражали бы позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки как своей мотивации, так и мотивации других людей.
2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использовать, работая над развитием определённых навыков и способностей. Заполните следующую таблицу:
1. Придумайте 4 варианта девизов (для себя и для других), которые помогли бы вам реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например, Андрей (студент 2-го курса) написал: «Ошибки – это замечательно! Я теперь знаю, над чем работать».
2. Ваш сын (ученик) неудачно выполнил какое-то задание, потерпел поражение, вследствие чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает так же интенсивно, как раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы вы сказали? Каким образом можно не только успокоить ребёнка, но и побудить, вдохновить его на работу и достижения?
Упражнение на самомотивацию 11. Схема управления своими делами. Легко и эффективно.
Недавно наткнулась на схему управления временем С. Кови.
Возможно, вы уже читали эти или подобные материалы, но хочу еще раз обратить на них ваше внимание. Стивен Р. Кови делит все дела на срочные – несрочные и важные – неважные.
Получается 4 группы дел: 1) срочные и важные; несрочные и важные; срочные, но неважные и, наконец, несрочные и неважные. Как вы думаете, на какой группе дел Кови предлагает нам концентрировать свои усилия? Я поначалу решила, что на первой – очень уж солидно звучит ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ! И была неправа!
Кови утверждает, если человек концентрируется только на таких делах (иначе называемых «кризисами» и «проблемами»), то его ждут стрессы, истощение жизненных сил, кризисное управление и вечный аврал, – короче говоря, ничего хорошего.
В этом месте мне стало грустно, потому что знаю кучу людей, живущих именно так и гордящихся как раз своей способностью «решать проблемы». Им безумно интересно жить в цейтноте и каждый раз оказываться в состоянии за несколько часов справиться с задачей, на которую в норме отводится 2-3 месяца.
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Вспомните студенческие годы: разве были люди, во время сессий хвастающиеся тем, что весь семестр потихоньку готовились к экзаменам и поэтому ночью перед экзаменом могли спокойно выспаться, будучи уверенными, что знают весь материал?
Звучит довольно фантастично. Зато как можно гордиться собой, успевая в последнюю секунду, решая то, что решить уже практически невозможно, потушив то, что годы тихо тлело и вот уже горит синим пламенем!
Воистину, как говорит моя любимая Муми-мама, «подвиг одних – это, как правило, головотяпство других». И поэтому мудрый Кови, прямо как наше министерство здравоохранения, настаивает: главное, братцы, – это профилактика!
Будешь все, что можно, делать заранее – не придется потом впопыхах геройствовать. Соберешь с вечера все, что нужно взять с собой утром – отпадет риск выскочить из дома без ключей или важных документов; будешь следить за машиной – она будет заводиться и на морозе и вряд ли встанет посреди дороги и т.п.
«…решение несрочных, но важных вопросов – это ядро эффективного управления собой. В него попадают такие вопросы, как укрепление взаимоотношений с окружающими, составление личной формулы жизненного предназначения, долгосрочное планирование, профилактические мероприятия, подготовка, – словом, все те вещи, которые мы признаем необходимыми, но не первостепенными.»
«…можно сказать, что эффективный человек мыслит не проблемами, а благоприятными возможностями. Он мыслит с перспективой. У него тоже случаются требующие срочного внимания кризисы и экстренные ситуации, но их число сравнительно невелико.»
Так вот, если мы будем уделять особое внимание делам важным и несрочным, наша жизнь неуклонно будет меняться к лучшему. Элементарный пример – если человек, придя на работу, делает не только то, что ему положено делать по должностной инструкции, но еще и старается повысить свою квалификацию – насколько увереннее он будет чувствовать себя на своем рабочем месте!
Или еще – все дома рано или поздно начинают нуждаться в ремонте; поэтому насколько легче запланировать косметический ремонт раз в несколько лет – и не искать потом судорожно деньги на поклейку некстати запятнавшихся обоев.
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Очень люблю позитивные изменения, с кем бы они ни происходили! Поэтому прошу вас: выберите на выходных хотя бы полчаса, чтобы продумать, выполнение каких дел может принести вам существенную пользу в будущем (между прочим, душевный комфорт – это тоже польза!), и со следующей недели начните претворять эти дела в жизнь.
Не надо составлять список на десяти страницах – сделайте что-нибудь одно для начала. Тогда вам понравится, и вы захотите больше 🙂 . Представляете, как интересно самому выбирать, что для тебя важно – и делать это!
Для справки – если кто считает, что ему жизненно важно ночами напролет резаться в Quake – не верю. Продвинутые хакеры уже давно имеют прямую спину, ясные глаза и кучу знакомых в реале. Если подумать об отдаленных последствиях всяких неполезных привычек… хе-хе… даже продолжать не буду! Сами знаете.
Так к чему это я – хочу, чтобы нам всем было хорошо! А знаете, что этому весьма способствует? – Вот и не угадали, я говорю об определении своих собственных целей. Когда знаешь, что делаешь то, что тебе нужно, чувствуешь себя очень здорово. Предлагаю следующую неделю посвятить осмыслению своих целей в жизни – и мелких, и крупных.
Упражнение на самомотивацию 12. Дамоклов меч. Мотивация ОТ.
У тысяч людей, прошедших курс до тебя, и тысяч, которые пойдут этой дорогой после твоего путешествия, часто возникает вопрос: «А как себя замотивировать на выполнение того, или иного упражнения? Вроде и понятно, что сделать бы его стоило, а лениво. Что делать?».
Для самомотивации можно предложить несколько приемов:
Мотивация «ОТ». Проговорить про себя, прочувствовать, проникнуться идеей того, что – «если я этого для себя не сделаю, то я всю свою оставшуюся жизнь, все своих оставшихся 30-40 лет жизни так и буду жить: не умея любить, попадая в депрессуху по любому поводу, не пользуясь уважением, не умея планировать время и деньги, оставаясь внутренне несвободным…».
И здесь, если действительно прочувствовать весь ужас того, что вся оставшаяся жизнь может быть такой 🙂 – то может возникнуть вполне хороший стимул, чтобы что-то начать делать уже сейчас.
Мотивация «К». Представить в красках, вживую, свое возможное счастливое будущее. Буквально почувствовать, какого это жить в шкуре успешного человека. «Когда я умею…». И если картинка достаточно яркая и привлекательная – то возникает желание к ней тянуться, возникает желание делать эти славные, милые и добрые упражнения.
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека
Сделать себе «дамоклов меч». Если ты хочешь что-то сделать, например, выучить английский язык, но чувствуешь, что тебе может не хватить энергии – то делай следующее: всем своим друзьям и знакомым расскажи про этот твой план; со многими из них спорь на шоколадки и конфеты, что ты таки сумеешь за 2 месяца выучить 3000 слов на английском и т.д.
И тогда через некоторое время, все твои друзья при встрече будут тебя спрашивать: «Ну как? Как идут дела? Сколько слов выучил?»… И зная, что за это свое «хвастовство» придется отвечать – волей-неволей, но упражнения делать будешь…
Оценить приобретаемый навык в деньгах. Подходит к тебе некто и говорит: «Если вы проглотите эту таблетку – то у вас к завтрашнему утру появиться умение «печатать вслепую», или «читать быстро», или «писать статьи»… Сколько ты готов заплатить за такую таблетку? (можно в кредит)». И почувствовав, что за получаемый навык не жалко отдать и …0000, что он действительно стоит хороших денег, – можно добавить себе желания работать над упражнениями, развивающими этот навык. Денег платить не надо. Экономия, однако… 🙂
«На слабо». «Если я этого не сделаю – то я слабак, ничтожество, не способный сделать ничего достойного в этом мире, хиляк, тупица, ленивая скотина… Или я одолею это дело, или оно меня…». Ну и так далее… Можно как следует себя накачать, и на волне агрессии вполне с выполнением упражнений справиться.
«Залезь в долговую яму». Если хочешь начать ходить в бассейн – то покупаешь абонемент на целый год. Если хочешь изучить иностранный язык – то платишь за пол-года вперед, или покупаешь самый дорогой лингафонный курс. В общем, грохаешь кучу денег на это дело, а потом ты же сам себе не простишь, если эти деньги уйдут насмарку, жалко их будет. И чтобы отработать их трату перед самим собой – делать упражнения будете… В чем-то этот прием похож на «дамоклов меч», в чем-то также не очень экологичен, но если знаешь, что на тебя такая мотивация действует хорошо – то загоняй себя в подобные «долговые ямы», себе же на благо.
А как общий совет – вспомни какое-то дело, которое ты сделал, и которое было сложно делать. Какая мотивация тогда тебя подталкивала к тому, чтобы его завершить? То есть – вспоминая свое прошлое – определи тот способ мотивации, который лучшим образом работает именно для тебя.
Источник www.syntone.ru
Ваш Автор – Геннадий Павленко!
Темы статьи: методы мотивации, само-мотивация, мотивация поведения, мотивация человека